Как устроен текстильный бизнес
Текстильный бизнес устроен хитро, особенно в высоком сегменте. Есть фабрики, а есть так называемые издатели. Они отличаются друг от друга примерно также, как привычные русскому уху "бумажные" издательства отличаются от типографий. То есть издатели разрабатывают дизайн ткани (в широком смысле, от цветовой палитры, рисунков, до способа переплетения и состава), а затем размещают заказ на фабрике. Забирают полученный тираж на свой склад (обычно это сразу несколько километров на один цвет!) и потом его постепенно распродают.
Так на одной из главных европейских выставок Maison et Objet в Париже выделен огромный павильон, который так и называется Editeurs. А каждый год в мае на вилле Чернобио на озере Комо проходит выставка Proposte, на которой могут выставляться только (и только!) производители.
Каждый занимается своим делом.
Издатели организуют продажи, поддерживают дилерские сети, содержат огромные склады с остатками тканей, исследуют рынок и, главное, занимаются разработками. Ярчайшим примером такого издательства является компания Kvadrat. Это один из главных инноваторов в текстиле, продукция которого вызывает огромное уважение. Ткани Kvadrat производятся в самых разных местах, от США и Европы (наиболее технологичные) до Турции (в Анкаре ткётся большинство шерсти), но все процессы, способы обработки волокна, переплетения и соединения нитей/материалов и так далее — это все разработано самим издательством и находится под его тщательным контролем.
И у этой работы есть признание — ткани Kvadrat используют практически все топовоые игроки в мебельном мире: B&B Italia, Fritz Hansen, Moroso и ... конечно, Smart Balls:) Вся мебель для нашего первого европейского стенда на Salone del Mobile 2011 в Милане была изготовлена в тесном сотрудничестве со специалистами Kvadrat.
Но все же, что мешает фабрике организовать свой собственный склад? Ничего!
Многие так и поступают. НО! Если фабрика не будет серьезно вкладываться в разработку, то и ткани на выходе будут получаться такие же, как самопальные календарики и прочая сувенирная продукция, которой регулярно потчуют нас рядовые московские типографии перед новым годом.
Из этого правила, конечно, есть исключения. И исключения выдающиеся — это прежде всего замечательный тайландский текстиль Jim Thompson и американский бренд Maharam. Это производители, которые уделяют огромное внимание научным разработкам и дизайну, и добиваются просто невероятных результатов. Но не только качество, но и ценовая политика этих компаний позволяет отнести их скорее к разряду издательств.
Вроде бы и цена уже серьезная, и состав хороший, и технические характеристики неплохие — но почему же, почему же так скучно?
К сожалению, все крупные склады интерьерных тканей в России не работают с издательствами, а возят всё напрямую с фабрик. Это проще и дешевле. А на фабрике обычно люди простые... они сделают то, что им скажут. Сделают "на совесть". Но откуда они возьмут то, что нужно делать, кто им укажет?... Поэтому даже в сегменте качественных тканей, представленных на российском рынке, так мало интересных материалов.
Конечно, хуже всего с рисунками. Удивительно, но даже пристойную полоску на российских складах найти очень трудно. Мы думаем, что это происходит из-за наложения двух факторов: вкуса простых итальянских (или, не дай бог, турецких) ребят "с фабрики" и вкуса наших закупщиков... И в итоге в Россию приезжает ужас в бежево-коричневой гамме. А потом среди этого растут дети, взрослеют — и в результате у нас складывается такая унылая бытовая и общественная жизнь...
Но если ограничиться только однотонными вариантами или, в редких случаях, классическими узорами, среди "фабричного" предложения можно найти вполне достойные вещи. При этом цена на них может быть в несколько раз ниже, чем стоимость аналогичных материалов, продаваемых "старшими" братьями-издательствами.